НАЛОГОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ОСНОВА АНАЛИЗА И ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Налоговым кодексом юридической обязанностью налогоплательщика является уплата налогов. Характерной чертой ис- полнения обязательств по уплате налогов является то, что мера поведе- ния обязанного лица определена с момента выявления размера обяза- тельств до реального внесения платежа в бюджет или внебюджетный фонд. С этих позиций различают два аспекта исполнения налогового обязательства: исчисление налога и уплата налога.

В системе налоговых отношений существует отдельная подсистема – налоговое производство как совокупность способов, средств, техниче- ских приемов, методов и методик, с помощью которых налогоплатель- щик исполняет свою обязанность.

В юридическом смысле налоговое производство, объединяющее нормы, которые регламентируют порядок исчисления и уплаты нало- га, – это установленная законодательством совокупность приемов и ме- тодик, определяющих порядок исполнения юридических обязательств субъектов налоговых отношений.

В целом налоговое производство можно разделить на две укруп- ненные стадии: исчисление налогов и уплата налогов.

В качестве дополнительного компонента можно выделить инфор- мационное обеспечение и документирование исполнения налогового обязательства.

Бухгалтерский и налоговый учет занимает важное место в системе ис- числения налога. Взаимодействие бухгалтерского учета и налогообложения характеризуется тем, что различные налоговые показатели формируются и исчисляются только посредством данных бухгалтерского учета. Отечест- венное налогообложение традиционно было ориентировано на показатели бухгалтерского учета. Различные страны применяют разные схемы сосу- ществования бухгалтерского и налогового учета:

а) фактическое совпадение бухгалтерского и налогового учета (Германия, Швеция, Италия, Россия до 1995 г.);

б) параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета (США, Великобритания, Австрия, Россия после 1995 г.): различные налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгал- терского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения.

Данный подход используется, например, при проведении бартер- ных операций, когда валовая прибыль определяется на основании све- дений бухгалтерского учета и затем корректируется с помощью специ- ального налогового расчета.

По мере развития российской налоговой системы для выполнения тех или иных задач налогообложения одних только данных бухгалтер- ского учета стало недостаточно. Кроме того, составы субъектов- налогоплательщиков и субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет, не совпадают. Этим объясняется употребление в законодательстве сло- восочетания «для целей налогообложения», что, по существу, означает налоговый учет.

В рамках налогового учета можно выделить несколько специальных приемов и способов:

установление специальных учетно-налоговых показателей; определение метода формирования налоговой базы; установление налогового дисконта;
определение налогового периода;

введение специальной налоговой документации.
Установление специальных учетно-налоговых показателей базиру-

ется на данных бухгалтерского учета, но используется лишь для целей налогообложения. Примером является учетно-налоговый показатель «прибыль до налогообложения».

Определение метода формирования налоговой базы необходимо для выявления момента возникновения налогового обязательства. Су- ществуют два метода формирования налоговой базы:

кассовый, или метод присвоения;

накопительный, или метод начислений.
Установление налогового дисконта – это поправка, на которую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает свои доходы. Определение налогового периода по каждому виду налогов имеет принципиальное значение для налоговой базы и играет большую роль при исполнении санкций за налоговые правонарушения. В рамках одно- го налогового периода исчисление налога возможно по некумулятивной

или кумулятивной системе (нарастающим итогом).
Введение специальной налоговой документации – технический

прием налогового учета, в ее составе отсутствуют (налоговые) первич- ные документы.

Исчисление налога – совокупность действий по определению сум- мы налога, причитающейся к уплате в бюджет или внебюджетный фонд.

Обязанность по исчислению налога возлагается на налогоплатель- щика, или налоговые органы, или налоговых агентов. В зависимости от этого выделяют налоги окладные, исчисляемые налоговым органом, и налоги неокладные, исчисляемые прочими субъектами.

Исчисление налога осуществляется путем оценки предмета налога. Для этого выбирают масштаб налога и единицу налога.

Определение базы налога необходимо для исчисления суммы налога. Налоговая база равна произведению единицы налогообложения на общее количество таких единиц. Правильное определение момента воз- никновения налогового обязательства обусловлено использованием кас- сового или накопительного метода формирования базы.

Основной способ формирования размера налоговой базы — прямой способ, в соответствии с которым определяются документально под- твержденные показатели налогоплательщика. Как уже говорилось, в России используется также косвенный способ или расчет по аналогии.

Виды налоговых ставок классифицируются с учетом разных фак- торов. Возможен смешанный метод, т.е. применение нескольких видов ставок при обложении каких-либо объектов налогом одного вида. Су- ществуют общие и льготные ставки отдельных налогов.

Большое значение для исчисления налогов и применения ответст- венности имеет определение характера льгот, в частности прав или обя- занностей налогоплательщика. Важным является срок, в течение кото- рого плательщик может воспользоваться той или иной льготой.

Чтобы получить льготу, налогоплательщик должен обосновать свое право на нее. При отсутствии всех необходимых документов льготы не предоставляются. Запрещается предоставление льгот, носящих индиви- дуальный характер.

Существуют 4 группы налоговых льгот – предоставляемые:

по объекту – изъятия, скидки;
по ставкам – пониженные размеры ставок;
по срокам уплаты – более поздние сроки, налоговый кредит; отдельным субъектам – сочетание перечисленных льгот, «налоговые каникулы».

Льготы предоставляются в различных формах:

освобождение от уплаты налогов отдельных категорий лиц; изъятие из базы определенных частей объекта налога; установление необлагаемого минимума;
вычет из базы определенных сумм, расходов налогоплательщика; понижение налоговых ставок;

вычет из налогового оклада;
возврат ранее уплаченного налога;
отсрочка и рассрочка уплаты налога.

Расчет суммы налога связан с определением налогового периода.

Сумма налогового обязательства фиксируется в налоговой доку- ментации, за непредставление или несвоевременное представление ко- торой в налоговый орган предусмотрены штрафные санкции.

Уплата налога — совокупность действий налогоплательщика или иного субъекта по фактическому внесению суммы налога в бюджет или внебюджетный фонд.

Предусмотрено три способа уплаты налогов:
денежный – в безналичной форме и наличными деньгами; имуществом, включая уплату налога валютой или ценными бумагами;

обращение взыскания на имущество и дебиторскую задолженность.

Источник налога – резерв, за счет которого налогоплательщик уплачивает налог. С экономических позиций в искомом качестве выступает доход или капитал.

Сроки уплаты налогов зависят от того, относятся ли налоги к срочным или периодично-календарным. Как упоминалось, со срочно- стью уплаты платежей тесно связано понятие недоимки – сумма налога, не внесенного в бюджет по истечении установленных сроков уплаты.

Лицо, фактически выплачивающее за счет средств налогоплатель- щика сумму налогового платежа другому лицу, выступает в роли нало- гового агента.

Существуют следующие способы перечисления налоговых плате- жей налогоплательщиком:

самостоятельная уплата;
уплата налоговыми агентами;
уплата с помощью налоговых оговорок.

Обязанность налогоплательщика уплатить налог прекращается в момент его уплаты. Моментом уплаты считается день внесения денег в кассу, на почту или в кредитное учреждение; день списания банком платежа со счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий счет.

Существуют следующие способы выполнения обязательства:

уплата налога в бюджет или внебюджетный фонд; взаимозачеты с бюджетом;
налоговый зачет.

Возврат налога возможен лишь после исполнения налогоплательщиком своего налогового обязательства. Возврат излишне поступивших сумм возможен в случаях переплаты или неиспользования авансовых пла- тежей, ошибки налогоплательщика в расчетах, реализации налоговой льго- ты и неправомерного взыскания налогов со стороны налогового органа.

Существует общий и специальный порядок возврата налогов из бюджета. Согласно общему порядку налоги подлежат возврату на осно- вании письменного заявления налогоплательщика, если не истек трех- годичный срок со дня их поступления. Специальный порядок установ- лен для конкретных налогов в соответствующих нормативных актах.

Денежные средства, неправильно списанные налоговыми органами, подлежат возврату не позднее чем через три дня после обнаружения ошибки или вступления в силу решения суда. В последнем случае при- меняется общий трехлетний срок исковой давности.

Вывод. Владея навыками и приемами налогового производства, можно рационально организовать процесс налогового анализа и планирования в организации.

Добавить комментарий